ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ
(от лат. humanus - человеческий, человечный) — совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему и создания необходимых условий для гармонич. и всесторон. развития человеч. личности, провозглашающих жизнь человека  высочайшей ценностью. Гуманистич. идеи выдвигались и пропагандировались передовыми мыслителями Др. Китая, Индии, но особенно ярко проявились они в философии, искусстве и лит-ре Др. Греции и Рима. Таковы идеи о человеке как «великом чуде», «микрокосме», о его самоценности, цельности и гармонии. Христианство принесло с собой представление о человеке, в корне противоположное античному (см. Гуманизм христ.). Своим учением о воплощении бога в человека оно, казалось бы, высоко подняло достоинство человека.  В то же время человек в христианстве отягощен перво-род. грехом и потому нуждается в искуплении, он обязан пребывать в смирении и жить надеждой на царство небесное.  К. Маркс отмечал, что в христианстве чувство человеч. достоинства окончат. «растворилось в обманчивом мареве царства небесного» (Соч., т. 1, с. 373). Если в первонач. христианстве в мистифицированной форме еще присутствовали нек-рые гуманистич. и демокра-тич. идеи (напр., мечты о соц. освобождении, о равенстве и братстве, человеч. отношениях, основанных на любви, и др.), то в идеологии ср.-век. католицизма на первый план выдвинулись идеи греховности и ничтожества человека, его полной зависимости от милости божьей, заслужить к-рую можно лишь при посредничестве церкви Христовой. В противовес подавлению личности диктатурой церкви гуманисты эпохи Возрождения (14-16 вв.) - Петрарка, Л. Балла, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский и др., выражая интересы молодой буржуазии в ее борьбе против феодализма и католич. церкви, видели в человеке свободную и самоценную личность, утверждали достоинство человека, обладающего естеств. стремлением к добру, находящегося в активном, деятельном отношении к миру. Стремясь обосновать мировоззрение раннего бурж. Г., они апеллировали не только к античной традиции, но и к раннему христианству, к представлениям о человеке как образе и подобии бога. Гуманисты Возрождения приравнивали человека к богу, чтобы возвысить его. Т. о., они стремились оправдать существование человека и его земной деятельности, обосновать их самостоят. значение и ценность, а это в конечном счете вело к разрыву с трансцендентными ценностями, к освобождению от бога. Высш. этап развития бурж. Г. связан с идеологией франц. просветителей (Вольтер), с франц. материализмом 18 в. (Дидро, Гольбах, Гельвеций), с филос. учением Л. Фейербаха. У последних идеи Г. и атеизма были слиты воедино. Борьба бурж. Г. против религии и господств, церкви имела прогрес. значение, идейно подготовив бурж. революции. В то же время бурж. Г. были присущи абстрактный характер, связанный с представлением о «вечной и неизменной природе человека», оправдание частной собственности, индивидуализма. Марксистский Г., рассматривая сущность человека  как совокупность обществ, отношений, выступает как реальный гуманизм, тесно связывающий осуществление гуманистич. идеалов с уничтожением всех форм соц. и духовного отчуждения человека, с ликвидацией частной собственности и эксплуатации. «Критика религии завершается учением, что человек - высшее существо для человека, завершается, следовательно, категорическим императивом, повелевающим ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422). Соединив Г. с материализмом и атеизмом, марксизм занимает принципиальную позицию в отношении религии, вскрывает ее антигуманную сущность. Но марксистский Г. не останавливается на утверждении бытия человека посредством отрицания бытия бога, а идет дальше, стремится создать такие условия жизни людей, при к-рых «каждый получит возможность свободно развивать свою человеческую природу, жить со своими ближними в человеческих отношениях...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 554). В развитом социалистич. об-ве принципы Г. пронизывают все сферы обществ, отношений, идеологию, мораль. Г. является неотъемлемым элементом социалистич. образа жизни. Учитывая, что в еовр. мире борьба за осуществление идеалов Г., связанная с предотвращением термоядерной войны, с озабоченностью судьбами человечества перед лицом экологич. и энергетич. кризисов, с противодействием проискам империали-стич. реакции, может выступать у части верующих и духовенства в религ. оболочке, коммунисты выступают за сотрудничество с этими людьми в решении глобальных проблем современности.


Атеистический словарь.— М.: Политиздат. . 1986.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГУМАНИЗМ" в других словарях:

  • ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… …   Философская энциклопедия

  • Гуманизм — (лат. humanus – адамдық, адамгершілік) – адамды бірінші орынға қоятын және тұлғаны ең жоғары құндылық деп қарастыратын тұжырымдама, дүниетанымның принципі. Тар мағынада ортағасырдағы діни схоластикаға қарсы Қайта Өрлеу дәуіріндегі зайырлы… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Гуманизм —  Гуманизм  ♦ Humanisme    Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно… …   Философский словарь Спонвиля

  • ГУМАНИЗМ — (ново лат. humanismus, от homo человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения …   Исторический словарь

  • Гуманизм — (от лат. humanus – человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия… …   Энциклопедия культурологии

  • гуманизм — а, м. humanisme <лат. humanus человеческий; человечный, человеколюбивый. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности из под гнета феодализма и католицизма. Представители гуманизма. Крысин 1998 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГУМАНИЗМ — Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • гуманизм — гуманность, человечность, человеколюбие; человечество (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гуманизм сущ., кол во синонимов: 5 • …   Словарь синонимов

  • ГУМАНИЗМ — (гуманизма принцип) один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ:… …   Юридический словарь

  • ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»