- АТЕИЗМ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕМОКРАТОВ
- - высш. ступень в развитии революц.-демократич. атеизма. Революц.-демократич. атеизм возн. одновременно с атеизмом бурж. в эпоху кризиса феодализма, но отличался от него рядом особенностей: обращенностью к широким массам трудящихся, связью с идеями утопич. социализма, большей последовательностью. Зачатки идей революц.-демократич. атеизма впервые «формулируются с известной определенностью» в 16 в. Т. Мюниером (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 364). Наиболее глубоко и последовательно идеи революц.-демократич. атеизма разрабатывались в России В. Г. Белинским (1811-1848), А. И. Герценом (1812-1870), Д Л Огаревым (1813-1877), М. В. Буташевич-Пет-рашевским (1821-1866), Я. Г. Чернышевским (1828-1889), ?.?. Добролюбовым (1836-1861),Д.Я. Писаревым (1840-1868) и др. Опираясь на материалистич. традицию рус. (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, декабристы) и западноевроп. (франц. просветители, Л. Фейербах) предшественников, рус. революц. демократы в значит, мере преодолели метафизич. и механистич. ограниченность их материализма, соединив его с диалектикой, дали более глубокое и цельное философ, и естественнонауч. обоснование атеизма. Диалектич. подход к пониманию природы и общества дал рус. мыслителям возможность выявить источник движения в мире, снять тем самым проблему «первотолчка», с к-рой не смог справиться метафизич. материализм, показать несостоятельность креационизма и провиденциализма. Объяснив возникновение сознания внутренней активностью материи, они приблизились к науч. пониманию психич. явлений, углубив тем самым критику религ. учения о бессмертии души и существовании загробного мира. Революц. демократы в силу социально-экономич. отсталости России не смогли выявить законы обществ, развития, но они сознавали, что такие законы непременно существуют. Это позволило им вплотную подойти к выяснению соц. корней религии. Отвергнув обмана теорию, к-рой придерживались франц. просветители, рус. атеисты обратились к анализу условий жизни людей и пришли к выводу, что причины возникновения и существования религии кроются в беспомощности людей перед силами природы, в нищете и обездоленности угнетенных масс. Оценивая религию с т. зр. интересов трудящихся, революц. демократы глубже своих предшественников вскрыли ее соц. роль, близко подошли к пониманию религии как опиума народа, показали, что, утешая иллюзией загробного блаженства, она примиряет угнетенных с их участью, «поддерживает в народе косность, рабскую робость, уничтожает самостоятельность человека». Большой вклад внесли рус. атеисты в разработку путей преодоления религии. Они считали, что религия с неизбежностью отомрет вследствие гибели эксплуатат. общества и замены его социализмом. В России в 19 в. революц.-демократич. атеизм превратился в широкое движение передовой интеллигенции и оказал благотворное влияние на развитие рус. демократич. культуры и культуры др. народов.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.