- БЕССМЕРТИЕ
- - в мифологии и религии - фантастич. качество, к-рым наделяются сверхъестеств. безначальные существа (бог монотеистич. религий, особенно иудаизма, христианства, ислама), а также фантастич. мифологич. персонажи, возникающие в развитии универсума или сотворенные однажды божеством (духи, боги этнич. религий, ангелы и т. п.). Б. человека в подавляющем большинстве релит. учений предстает как Б. души - продолжение существования особой сверхъестеств., нематериальной сущности человека после смерти тела. Б. души дополняется в ряде религий учением о перевоплощениях душ, а в иудаизме, христианстве и исламе - учением о всеобщем воскресении мертвых, вечном блаженном существовании праведников и вечном мучении грешников. Вера в Б. является иллюзорной компенсацией не только ограниченности и конечности человеч. существования, но прежде всего бессилия человека клас.-антагонистич. общества перед стихийными природными и соц. силами, эксплуатацией и клас. угнетением. В родо-племен. религиях жизнь души после смерти человека представлялась продолжением земной жизни, а нек-рые народы не знали понятия Б. души (напр., др. евреи до 2 в. до н. э.). Учение о Б. как неуничтожимое™ или вечном существовании сверхъестеств. персонажей появляется лишь в теологии развитых религий клас. общества. В совр. протест, и католич. теологии происходит переосмысление учения о Б. души, высказывания о Б. и вечной жизни рассматриваются как символы, смысл к-рых состоит в акте веры. В протестантизме известны направления (ад-вентизм, иеговизм), формально отрицающие Б. души. Однако все эти религ. течения сохраняют учение о сверхъестеств. продолжении существования личности, связанное с идеей загробного воздаяния. Устранение иллюзорной перспективы вечного существования не означает утраты ценности жизни, достоинство к-рой создает не вымысел о личном Б., а осознание человеком своей неповторимости, своего вклада в созидание лучшего будущего. Подлинное Б. человека состоит в сохранении результатов его деятельности.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.