- БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА
- - науч. анализ и исследование библ. книг по их содержанию и форме. Существуют 2 осн. направления Б. к.: историч. и рационалистич. Историч. Б. к. ставит своей задачей исследование и освещение происхождения библ. текста, отд. библ. книг и их .комплексов; выяснение историч. условий, в к-рых они появились, установление аналогий со св. книгами др. религий. Она использует все имеющиеся в распоряжении науки археологич., общеисторич. и филологич. материалы. Важным условием плодотворности этой работы является ее независимость от предвзятых схем церк. и синагог. «историографии». Историч. Б. к. зародилась в 16 в. Первым печатным трудом, в к-ром были поставлены осн. проблемы историч. критики Ветхого завета и намечены верные направления их решения, был «Богословско-политический трактат» Спинозы (1670). В дальнейшем Б. к. нашла свое плодотворное развитие в трудах Ж. Астрюка, В. Де Ветте, Ю. Вель-хауэена, Г. Графа, Э. Рейса, Г. Гун-келя. Из марксистских ученых, занимавшихся проблемами в.-з. историч. критики, следует назвать П. Лафарга, Н. М. Никольского, И. Г. Франк-Каменецкого, А. Б. Ра-новича, И. Тренчени-Вальдапфеля. Их исследованиями установлено, что записывать текст Ветхого завета, отд. элементы к-рого ранее хранились в устной традиции, начали в 9 в. до н. э. Процесс этот продолжался до 2 в. до н. э. Б. к. установила относит., а в ряде случаев абсолют, хронологию книг Ветхого завета и отд. частей их. Развитие н.-з. историч. критики относится к 19 в. Много сделали для него протест, теологи тюбингенской школы, особенно Ф. К. Баур, а также младогегельянцы Д. Ф. Штраус и Б. Бауэр, к-рым принадлежит гл. заслуга в формировании и обосновании науч. концепции происхождения книг Нового завета. Опираясь на их исследования, в особенности на работы Б. Бауэра, Ф. Энгельс создал ряд работ по истории раннего христианства. В кон. 19 в. выступил ряд исследователей, объединяемых общей идеей отрицания историчности Христа, - представители т. н. мифологич. школы: А. Ломан, А. Пирсон, Д. М. Ро-бертсон, А. Древе, А. Немоевский. В 20 в. их традиции продолжали П. Л. Кушу, П. Альфарик, Г. Бран-дес и др. Из сов. ученых следует указать в этой связи А. Б. Рановича, С. И. Ковалева, Я. А. Ленцмана. Рационалистич. Б. к. направлена на установление несостоятельности почитания Библии как объекта религ. веры, как богодухн. произведения. Истоки рационалистич. Б. к. ведут к древности, к фигурам Целъса и Юлиана Отступника. В Новое время интересные образцы рационалистич. Б. к. мы находим во фрагментах из Г. С. Рейма-руса, изданных Лессингом. Клас-сич. образцы рационалистич. Б. к. содержатся у франц. просветителей: Ж. Мелье, ?. ?. А. Вольтера, П. Гольбаха, П. Марешаля и др. В сов. лит-ре много сделали в этой области ?. ?. Ярославский и И. И. Скворцов-Степанов. Сов. науч.-аге-истич. пропаганда, не ограничиваясь к.-л. одним направлением Б. к., опирается на все достижения совр. науки.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.