- ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- - марксистско-ленинское филос. учение, единственно науч. мировоззрение современности. Д.м. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые с позиций рабочего класса подвергли критич. анализу и творчески переработали высш. достижения филос. мысли прошлого, в части, диалектич. учение Гегеля и материализм Л. Фейербаха, к создали принципиально новое филос. учение, в к-ром материализм и диалектика представляют собой органическое единство. В. И. Ленин творчески развил Д. м. в новых историч. условиях, обобщил и осмыслил с филос. позиций открытия совр. естествознания. Д. м. есть высш. форма материализма. Он исходит из признания первичности материи и вторичности сознания. С т. зр. Д. м. весь окружающий нас мир есть бесконечная в своем развитии и самодвижении материальная Вселенная. Движение, пространство и время представляют собой всеобщие и необходимые формы существования материи. Материя существует вечно и не нуждается ни в каком «творце», ни в каком «первотолчке» или «перводвигателе». Источником вечного движения, изменения и развития материи являются присущие ей внутр. противоречия. Диалектико-материалистич. концепция рассматривает развитие не как простое количественное изменение, а как сложный процесс, включающий скачки, перерывы постепенности, переходы количественных изменений в качественные, единство и борьбу противоположностей. Д. м. объясняет движение материи как ее самодвижение, устраняя тем самым религ.-идеалистич. идею творца. Наиболее общие законы движения материального мира суть законы диалектики. Проблема отношения сознания к материи выступает как осн. вопрос философии, к-рый решается Д. м. с последовательно материалистич. позиций. В противоположность агностицизму и позитивизму Д. м. утверждает безграничную возможность познания человеком окружающего мира-В то же время возможности познания мира на каждом этапе развития общества исторически обусловлены уровнем развития человеч. практики и науки. Науч. истины всегда относительны, но относительность знаний не исключает, а предполагает наличие в них объективного содержания. Д. м. в отличие от сенсуализма и рационализма учитывает важную роль в процессе познания как чувств, созерцания, так и абстракт, мышления. Практика, с т. зр. Д. м., выступает не только критерием истинности знаний, но и основой всего процесса познания и его целью. Атеизм -необходимая сторона Д. м. Поскольку Д. м. отрицает существование сил и сущностей, находящихся вне реального, чувственно воспринимаемого мира, он ате-истичен по своей сути. Все положения, законы и категории Д. м. своим содержанием опровергают религию и идеализм. Д. м. существует в неразрывной связи и органическом единстве с историч. материализмом. Д. м. представляет собой философию нового типа. Он выступает как теоретич. оружие марксистско-ленинских партий, всех трудящихся, борющихся за победу социализма и коммунизма. Будучи методологией всякого науч. познания, Д. м. позволяет правильно подойти к изучению любого процесса и явления в природе и в об-ве, выявить взаимосвязи и сцепления явлений, предсказать общее направление развития событий в будущем. Поэтому Д. м. имеет неоценимое значение не только для развития теоретич. познания, но и для практики, для политики марксистско-ленинских партий. Д. м. позволяет не только научно объяснить мир, но и изменить его в соответствии с объективными законами его развития, в интересах всех трудящихся.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.