- ДРЕВНЕГЕРМАНСКАЯ РЕЛИГИЯ
- - верования и культы герм. племен периода первобытнообщин. отношений, гл. обр. культ племен. богов-покровителей и святынь. В связи с формированием союзов племен сложился и общегерм. пантеон. Мифы отражают межплем. распри и войны с др. народами и повествуют о борьбе дружественных людям богов (асов) с олицетворяющими злые стихийные силы великанами и чудовищами, а также с богами иноплеменников (ванами). В качестве верховного бога выделяется Водан (ю.-герм.) или Один (с.-герм.) - владыка неба и земли, бог бури, неистовства, битвы, а также поэзии, мудрости, хранитель св. письменности (рун). В его чертоги - Валгаллу воинств, небесные девы-валькирии приводят души героев. Мн. общегерм. боги связаны с земледельческим культом и олицетворяют силы природы: Донар (Тор) - бог грома и молнии. Тир (Циу) - бог сияющего неба, суда и войны, Бальдр - бог весны, растительности и плодородия, Локи - бог огня. Германцы почитали камни, деревья и источники, животных, к-рые посвящались богам (волк - Водану, медведь - Донару), совершали гадания по полету птиц, ржанию св. коней и по палочкам с гадательными знаками (рунами). Их воображение населило природу множеством злых и добрых фантастич. существ, живущих на земле (эльфы), в горах (тролли), в воде (никсы). под землей /гномы). С разложением общинно-родового строя возрастало могущество жрецов. В эпоху средневековья Д.-г. р. была вытеснена христианством, хотя многие ее пережитки сохранились в народных верованиях.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.