- ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ
- - система политеистич. верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщин. и раннерабовлад. общества. Огромную роль в верованиях др. египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для Д.-е. р., объяснялись значит, ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Нил, от разливов к-рого зависело благополучие страны, олицетворялся в-образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Богиня Сохнет изображалась в виде коровы, бог бальзамирования Анубис — с головой шакала. Животные определенной масти объявлялись воплощением божества, жили в храмах и были объектами культа. Сильное влияние оказал на Д.-е. р. культ мертвых. Считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Др. египтяне верили в существование у каждого человека души (ба) и духа-двойника (ка). В процессе образования рабовлад. гос-ва божества местн. общин объединились в «семьи» и различные пантеоны. В Мемфисе почиталась триада Пта - Сохмет — Нефертум, в Фивах - Амон, Мут и их сын Хонсу. Во 2 тыс. до н. э. «царем богов» стал почитаться Амон-Ра - бог города Фив. Представление о верховном боге в Египте складывалось по образцу земных владык -фараонов, к-рые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Храмы стали могучей экономич. и полит, силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу фараонам. В 15 в. до н. э. это привело к попыткам религ. реформации: Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и др. богов культом солнечного диска - Атона, подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти Аменхотепа IV было восстановлено почитание прежних богов. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы на нек-рое время захватили престол и установили теократию. Д.-е. р. сыграла большую роль в формировании христианства. Егип. миф об «умирающем и воскресающем» Осирисе оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.