- ДУША
- (др.-евр. mall, греч. psyche, лат. anima) - по религ. представлениям, духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Вера в Д. восходит к первобытн. анимистич. истолкованию таких естеств. явлений, как дыхание, сновидения, тень, смерть и т. д. Миф о Д. эволюционирует от наивных представлений о Д. как уменьшенной и утонченной копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то сугубо нематериальном, бесплотном и автономном. Осн. психологич. корень веры в Д. - страх перед смертью. В позднейших религиях представление о Д. связывается с учением о даровании Д. богом при рождении и об отторжении ее от тела после смерти. Д. приписывается бессмертие, т. е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное посмертное переселение в др. тела. На доктрине о бессмертной Д. основана вся система религ. догматики, идеологии и культа, ею пронизана вся религ. психология, черпающая в вере в Д. иллюзорное утешение, надежду на преодоление смерти и загробное блаженство. Религ. учение о Д. имеет ярко выраженный реакц. соц. характер, т. к. способствует духовному закабалению людей, переориентируя их внимание и волю с борьбы за освобождение от соц. гнета в этом мире на спасение Д. в «царствии небесном». Миф о Д. лежит в основе всей религ. морали, т. к. все нравств. нормы соотносит со спасением Д. от греха и смерти. Совр. наука о человеч. психике (нейрофизиология, психология, психиатрия и др.) убедительно опровергает представление о Д. как о самостоят. духовной сущности и подтверждает тезис науч.-материали-стич. мировоззрения о сознании как свойстве высокоорганизованной материи.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.