- ИДЕАЛ
- (от греч. idea - идея, образ, понятие) - в самом общем смысле то, что человеком, группой, классом или всем обществом рассматривается в качестве образца, совершенства, высш. цели желаний и практики; совершенная модель действительности. В развитом об-ве существует совокупность идеалов - социальных, политических, экономических, познавательных, нравственных и др. Идеалы носят историч. характер, могут быть прогрессивными или реакционными - в зависимости от того, составляют ли их основу растущие или отмирающие, хотя и доминирующие еще, формы обществ, отношений. Становясь ценностью для класса или группы, будучи сост. частью мировоззрения индивида, И. выступает важным фактором регуляции их деятельности и поведения, особенно в выборе средств и методов достижения целей. Идеализм признает регулятивную роль И. в жизни человека, однако, как правило, отрицает его зависимость от реального мира. Такой взгляд совпадает с релит, представлениями об И., к-рые доводят до предела дуализм земного и небесного, материального и идеального. Здесь целью личности становится достижение царства божьего посредством спасения, искупления своих грехов. Жить в строгом соответствии с велениями бога (абсолют. добра), уподобиться ему, насколько это возможно, - осн. требование религ. И. Преодолев эгоизм, сделав нормой своего поведения любовь и смирение, подчинив себя заповедям св. писания (следствием чего нередко становятся аскеза и монашество, уход от мира), человек может удостоиться божьей благодати, войти в царство божье, к-рое обычно мыслится эсхатологически. Религ. И. в конечном счете пессимистичен и антигуманен, ибо ориентирует трудящихся не на действие, а на терпение и подчинение любым условиям существования. Марксистско-ленинское учение отвергает апологетич. и умо-зрит. И. теологов и бурж. теоретиков. На основе анализа законов соц. развития оно обосновывает И. коммунизма, реализуемого в процессе революц. преобразования действительности.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.