- КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
- - С марксист. т. зр. культура есть совокупность способов и приемов человеч. деятельности (как материальной, так и духовной), объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых с помощью этих носителей новым поколениям. Культура представляет собой диалектич. единство 2 компонентов: объективного (предметного) и субъективного (личностного). Это единство реализуется в процессе человеч. деятельности. В клас. об-ве духовная культура носит клас. характер, ибо идеи, представления, нормы, ценности и идеалы, формирующиеся в условиях клас. антагонизмов, не могут быть одинаковы у представителей различных классов. В культуре каждой нации в условиях капитализма наряду с культурой господств, класса имеются элементы демократич. и социалистич. культуры. Религия является элементом человеч. культуры, прежде всего духовной. Она представляет собой особую систему духовной деятельности людей, специфика к-рой определяется ее направленностью на сверхъестеств, т. е. иллюзорные, объекты. Религия, как и духовная культура в целом, предполагает объективацию верований с помощью материальных действий, знаков и символов, образующих систему религ. культа. Культура включает в себя 2 вида деятельности: репродуктивную, воспроизводящую, копирующую уже достигнутое, и творческую, созидающую нечто новое и оригинальное. Религия связана в основном с репродуктивным элементом духовной культуры. Претендуя на абсолют, истину, религия декларирует вечность и неизменность своих догматов. В определенных историч. условиях (напр., в эпоху феодализма) религия становится доминантой в сфере духовной культуры. Все сферы обществ, сознания в этих условиях черпают свой материал в значит. мере из религ. источников, а в системе ценностей культуры религ. ценности занимают высш., привилегированное место. Однако, как показали исследования сов. ученых, даже в эпоху феодализма духовная культура не сводится к офиц. христ. культуре, насаждаемой церковью. Наряду с ней в средние века существовала и народная культура, к-рая не только отличалась от церковной, но и в нек-рых своих проявлениях была прямо враждебна ей. Такова, напр., народная смеховая культура средневековья (рус. скоморохи и др.). В процессе исследования роли религии в истории культуры встает вопрос о том, что составляло и составляет ядро религии, ее сущность, а что — лишь сопутствующие элементы. Вполне очевидно, что монастыри в Европе в средние века были центрами духовной культуры, хранителями рукописей, что искусство на протяжении столетий развивалось под покровительством и надзором церкви и т. п. Однако во всех этих случаях речь идет о нерелиг. функциях религ. институтов, а не о ядре ре-лиии - вере в сверхъестественное. Следовательно, подобные факты не дают оснований для вывода о благотворном якобы воздействии религии на развитие культуры. Не следует забывать, что религ. вера направляла помыслы и побуждения людей в сторону иллюзорного потустороннего мира, оправдывала и освящала все существующее как «установление божье» и тем самым препятствовала поискам нового в жизни и культуре, тормозила обществ. прогресс.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.