- ЛАМАИЗМ
- (от тибет. «лама») - одно из осн. направлений буддизма. Сложился в 7-14 вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы др. религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства). Является до наст. вр. осн. религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С кон. 16 в. Л. распространился среди, монголов, а с 17 в. проник на территорию России, где находит последователей среди бурят, тувинцев и калмыков. В Л., признающем все осн. догматы буддизма, особая роль в спасении приписывается ламам, без помощи к-рых рядовой верующий не может якобы не только попасть в рай и достигнуть нирваны, но даже сносно прожить в данном перерождении. Канонич. основу Л. составляют сборники св. текстов — Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для Л. характерны пышное богослужение и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах, множество бытовых обрядов, магич. приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов. Гл. добродетелью Л. считает беспрекословное повиновение ламам и светским властям (бурят, ламы объявляли рус. царей земным воплощением — аватарой - богини Цаган-Дара-эхэ). Десятью «черными грехами» Л. называет убийство, кражу, «неправильное совокупление», ложь, клевету, злословие, пустословие, жадность, злобу, «ложные воззрения». В самом же подходе Л. к оценке этих поступков отражался клас. интерес правящей верхушки феод. общества. Так, убийство не считалось тяжелым грехом, если убивать посылал царь. Добродетель — воздержание от грехов, дающее «лучшее перерождение». Грешника ждут страшные мучения в многочисл. горячих и холодных адах. В наст. вр. ламаист, духовенство в СССР объединено Центр, духовным управлением буддистов (ЦДУБ) во главе с хам-бо-ламой с резиденцией в Ивол-гинском дацане (Бурятской АССР).
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.