НАТУРИСТЙЧЕСКАЯ (астрально-мифологич., мифологич., солярно-метеорологич.) ТЕОРИЯ

НАТУРИСТЙЧЕСКАЯ (астрально-мифологич., мифологич., солярно-метеорологич.) ТЕОРИЯ
- концепция, объясняющая происхождение религии  из непонимания человеком явлений природы, особенно астральных и метеорологических. Предшественником се можно считать Ш. Дюпюи, к-рый выдвинул осн. идеи, развитые затем сторонниками Н. т. К сер. 19 в., когда наукой был накоплен большой фактич. материал по сравнит, мифологии и филологии др. индоевропейцев, сопоставление материалов по религии и мифологии разных народов позволило сторонникам Н. т. и развивавшей ее мифологич. школе обосновать теорию, утверждавшую вслед за Ш. Дюпюи, что др. религ. верования, отождествляемые ими с мифологией, зародились потому, что люди, не понимая причин движения светил по небу, причин ветра, грозы, дождя и пр., обоготворяли эти явления, олицетворяя их в человеч. или зверином образе. По мнению представителей Н. т., герои сказок, песенного фольклора, народные обряды и обычаи - отголоски др. астрально-мифоло-гич. верований. Хотя .эта теория была построена на обширном фактич. материале, ее ограниченность определялась тем, что религия рассматривалась всего лишь как со-зерцат. и мыслит, деятельность человека в отрыве от ее соц. корней, и не в развитии от низш. форм к высшим, а как упадок и деградация того, что было в древности. Наиболее яркие представители этого направления — М. Мюллер, А. Кун, В. Шварц, Я. Гримм, рус. ученые А. Н. Афанасьев, А. А. Потебня, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер. В нач. 20 в. нек-рые этнографы пытались оживить Н. т. («лунарная» и «солярная» мифология у Э. Зикке, Л. Фробениуса, Ф. Гребнера), чем воспользовались создатели реакц. теории пра-монотеизма.


Атеистический словарь.— М.: Политиздат. . 1986.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»