- НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И РЕЛИГИЯ. НТР
- знаменует собой качественно новый этап в многовековой борьбе между наукой и религией. НТР - это гигантский прогресс в науч. познании мира, углубление знаний о природе, об-ве и человеке, расширение возможности воздействия человека на окружающую его природную и соц. среду. НТР выступает как фактор формирования науч.-материалистич. мировоззрения, утверждает новую, диалектико-мате-риалистич. в своих филос. основах картину мира, способствует росту авторитета науки, науч. принципов мышления и методов познания, утверждает человека в качестве подлинного и единств, творца истории. Под натиском науч.-технич. прогресса религия вынуждена отказываться от былых притязаний контролировать науч. знание, признавать разрушение традиц. религ. картины мира, констатировать, что совр. мир утратил бога. Чем разрушительнее для религии достижения НТР, тем настойчивее попытки примирить, совместить религию с наукой, дав ей религ.-идеали-стич. интерпретацию, выхолостив диалектико-материалистич. мировоззренч. характер ее развития. В теологич. истолковании НТР рассматривается абстрактно, вне конкр. соц.-историч. контекста. «Признавая» и позитивно оценивая НТР как продолжение человеком «божеств, творения», теологи лишь придают новые формы фидеизму, продолжая попытки дискредитировать в гносеологич. и соц. плане науку, ограничить разум, чтобы сохранить место для веры. Для обоснования вывода о невозможности с помощью доступных науке и технике методов познания постичь «глубинные причины вещей» гипертрофируется относительность науч. знания. Теологи абсолютизируют противоречия и трудности НТР, выводят их из «греховности человеч. природы», из нарушения равновесия в совр. мире, в самом человеке, к-рый подпадает под власть созданий своего ума и воли: «земной» прогресс не в состоянии идти в ногу с «духовным» прогрессом. Теологич. интерпретация НТР закрывает путь к реальному пониманию сложностей и трудностей НТР, поискам новых путей их решения, предлагая в качестве альтернативы «тлетворным последствиям пер-вород. греха», обнаруживающимся в негативных последствиях НТР (экологич. кризис, появление средств массового уничтожения и т. д.), утопию христ. гуманизма, нравств. совершенствования личности на путях приобщения к богу. Марксизм-ленинизм рассматривает НТР в контексте определяющих ее соц.-экономич. факторов и противостоит как сциентистско-техно-кратич., так и антрополого-ирра-ционалистич. религ. интерпретациям НТР.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.