- ПАСХА
- (от др.-евр. песах - прохождение) - гл. христ. праздник, установленный в честь «чудесного воскресения» распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в евангелиях. Однако, как установлено, своими корнями П. уходит в более далекое прошлое. Первоначально это был праздник др.-иуд. скотоводч., а затем земледельч. племен. Некогда его содержание составляло умилостивление духов с целью заручиться их помощью и поддержкой в период весеннего отёла скота, а затем — начала жатвы. Отсюда сохранившийся в иудаизме обычай приготовления на П. мацы - пресных лепешек и выпекание на христ. П. куличей, окраска яиц и пр. С развитием у евреев культа бога Яхве праздник стал связываться в иудаизме с мифич. исходом из Египта, с ожиданием мессии, с идеями национализма. Основываясь на еванг. сказаниях о том, что Иисус был казнен и воскрес в дни празднования иудеями П., христиане отмечали вначале свою П. одновременно с иудейской. Лишь в 325 I вселен. (Никейский) собор христ. церкви установил, что П. должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, непременно отдельно от П. иудейской, П. является, т. о., «кочующим» праздником. Для вычисления дня празднования П. составляются особые тябпищл-пасхалии. Христ. церковь отмечает П. очень торжественно, используя ее для пропаганды идей клас. мира, всепрощения, всеобщего христ. братства, к-рые призваны притупить клас. самосознание трудящихся, примирить их с соц. несправедливостью в клас.-антагонистич. об-ве. Оказывая сильное эмоц.-психоло-гич. воздействие на людей, пасхальные службы являются эффективным средством укрепления религиозности и роста влияния церкви на нек-рую часть населения.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.