- ПОПОВЩИНА
- - одно из осн. направлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и согласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а также наличие традиционной для православия цсрк. иерархии. Попов-цы в отличие от беспоповцев (см. Беспоповщина) рассматривали никонианскую церковь и ее духовенство только как ересь, а не как «видимость храма», порожденную антихристом. Псрвонач. формой П. являлось бсглопоповство (см. Бег-лопоповцы). Крупные центры старообрядчества: Керженец, Старо-дубье. Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия П. с правосл. церковью сводились гл. обр. к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В нач. 18 в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце, опиравшееся на зажиточные слои старообрядцев, что обусловило лояльность его руководства к светской и церк. власти. Это привело к расколу и образованию нового согласия — перемазанцев с центром на Рогожском кладбище в Москве. В 20-х г. 19 в. в Стародубье оформилось Лужкове согласие, признававшее истинным только тайное священство, независимое от гражд. и церк. властей. В 1846 возникла Бело-криницкая иерархия. Эту иерархию признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерархии. Она заняла ведущее положение в П. и стала называться Старообрядческой архиепископией Московской и всея Руси. Бегло-поповские толки, не признавшие руководство этой иерархии, образовали в 1923 свою иерархию во главе с архиепископом и с духовным центром в г. Новозыб-ковс Брянской области. Как разновидность П. в разнос время возникли единоверческая церковь (см. Единоверие) и Беловодская иерархия.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.