- РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
- - совокупность дисциплин, изучающих религию. 1. Р. бурж. возникло во вт. пол. 19 в. Оно опиралось на накопленный к тому времени историей, археологией, этнографией и лингвистикой конкр. материал. Нек-рые бурж. исследователи религии (Э. Тайлор и др.) пытались противопоставить теологич. догмам объяснение религии естеств-, земными причинами. Их теории в свое время играли прогрес. роль. Однако методология Р. бурж. оставалась в целом ненаучной, идеалистической. В 20 в. в Р. бурж. усиливаются откровенно реакц., фидеистич. и иррационалистич. тенденции, оно сближается с теологией. Совр. Р. бурж. включает в себя несколько дисциплин: историю религии, философию религии, феноменологию религии, социологию религии и психологию религии. В системе совр. бурж. идеологии Р. выполняет 2 осн. функции: идеологическую, заключающуюся в обосновании необходимости и благотворности религии, и утилитарную, связанную с использованием социоло-гич. и психология, исследований религиозности в целях усиления эффективности идеологич. обработки масс церковью. Теоретич. методологич. сторона Р. бурж. требует со стороны марксистов бескомпромиссной и острой критики, что не исключает критич. использования марксистами фактич. материала, накопленного бурж. Р., нек-рых его частных выводов, а также разработанных им методов и процедур эмпирич. исследований. 2. Р. марксист. есть применение диалектико-материалистич. метода к изучению религии. Основы Р. марксист, заложены классиками марксизма-ленинизма, к-рые впервые научно объяснили сущность религии. Религия, как указывал Ф. Энгельс. есть фантастич. отражение в сознании людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни. Реальные природные и обществ, силы, к-рые господствуют над людьми в силу их ограниченных отношений к природе и друг к другу, превращаются в сознании людей в силы неземные, наделяются ими сверхъестеств. свойствами. 5 СЙСТСМ? Р. марксист, можно выделить Р. ис-торич. (т. е. историю религии) и теоретическое. Р. теоретич., в свою очередь, подразделяется на философию религии, социологию религии и психологию религии. Если Р. историч. изучает историю каждой религии во всем ее своеобразии и в хронологич. последовательности, то Р. теоретич. выявляет в развитии религии общие закономерности, отвлекаясь от случайного и несущественного. В основе Р. марксист, лежит изучение диалектики соц. и гносеологич. корней религии. Р. марксист, является важным разделом и неотъемлемой сост. частью науч. атеизма, как особой филос. дисциплины. Без науч. объяснения религии нельзя наметить реальные пути ее преодоления. Поэтому Р. марксист, имеет не только теоретич., но и практич. значение. Оно выступает как важный методологический ориентир системы науч.-атсистичсского воспитания трудящихся.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.