- САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
- (самовоспитание) - сознат. и целенаправл. деятельность личности по развитию в себе определенного нравств. сознания и нравств. качеств в соответствии со своими представлениями о нравств. идеале. Стремление к С. - закономерное следствие развития самосознания, нравств. формирования человека, осознающего себя как личность. К. Маркс отмечал, что в отличие от животного человек .делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (т. 42, с. 93). Личное С. - важнейший элемент религ.-этич. систем клас. общества. Однако они, отрывая личность от общества и ориентируя на достижение сверхъестеств. идеала (слияние с абсолютом, богом и т. д.), мистифицируют процесс нравств. С. Напр., в буддизме С. связано с достижением нирваны, в результате чего якобы достигается слияние с абсолютом, прекращение процесса перевоплощений, избавление от страданий. Христ. учение о С. многое восприняло от филос. взглядов представителей позднего стоицизма. Оно предполагает веру в бога, к-рый якобы направляет человека на путь духовного совершенства, помогает одержать победу над плотью, спасти бессмертную душу. Христ. С. требует неукоснит. соблюдения кодекса нравств. добродетелей христианства (любовь к богу и ближнему, смирение, долготерпение и т. п.). В католицизме С. сводится к познанию с помощью церкви вечных и неизменных христ. добродетелей и следованию им в жизни. Человек, несмотря на грехопадение, обладает достаточными силами для С. Протестантизм, напротив, подчеркивает неспособность человека своими силами стать нравственным. Это может сделать только бог. Марксист, этика рассматривает С. как самовоспитание личности, направленное на удовлетворение потребности в нравственности. Она подчиняет С. служению обществ. целям, связывает его с творческим и сознат. усвоением принципов коммунистич. морали.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.