- СИНТОИЗМ
- (синто, т. е. путь богов - китаизир. калька др.-яп. слова каннагара), шинтоизм -традиц. нац. религия японцев. Сложился в раннефеод. эпоху (6-7 вв.) на базе родоплемен. анимистич. культов и шаманства. Этот процесс совпал с укоренением на яп. почве буддизма, и после периода соперничества духовенство обеих религий выработало модус сосуществования, т. н. рёбу-синто (двуединый С.), по к-рому боги С. признаются аватарами различных персонажей буддизма. В наст. вр. более половины населения Японии формально исповедует обе религии, отправляя обряды жизн. цикла (благословение новорожденных, брак) в синтоист, храмах, а похоронно-поминальные обряды - в буддийских. В 19-20 вв. возник ряд неосинтоист, сект, к-рые отрицают буддизм и сосредоточивают все стороны культа в своих рамках. После революции Мэйдзи (1868) и до поражения Японии во второй мировой войне в 1945 С. был гос. культом. Он состоял из следующих слоев: династийный С., культ к-рого отправлялся в рамках им-перат. семьи, якобы происходящей от солнечной богини Аматэра-су; тенноизм, обожествлявший императора; храмовый С., с культом различных локальных и общеяп. богов; домашний С., с культом богини Аматэрасу; народный, или вульгарный. С., с культом не вошедших в гос. систему локальных божеств и духов, отправлявшийся у природных объектов. С 1946 С. отделен от гос-ва, храмовый С. организационно раздроблен между отд. храмами и их ассоциациями. В бытность гос. религией С. играл крайне реакц. роль в раздувании монархо-милитарист. пропаганды. В наст. вр. он является знаменем правых кругов, ратующих за ремилитаризацию Японии. Среди трудящихся масс, в т. ч. и в кругах, все еще пользующихся синтоист. обрядностью, идейн. влияние С. невелико.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.