- ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820-1895)
- - один из основоположников науч. коммунизма, друг и соратник К. Маркса, вождь и учитель международ. пролетариата. Э. внес основополагающий вклад в фундамент марксист, религиоведения, в историографию религий, в теорию атеизма, как одной из неотъемлемых сторон марксист, мировоззрения, в стратегию и тактику борьбы за преодоление религии. Данное Э. определение религии лежит в основе марксист, религиоведения. Оно гласит: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (т. 20, с. 328). В основу трактовки религии как обществ, явления положена ее идеологам, сторона, определяющая все остальные, в т. ч. культ и институт церкви. Содержанием же религ. идеологии является фантастич. отражение действительности в образах и формах «неземных», т. е. сверхъестеств., сил. Такое определение дает чет-кий критерий различения релит, и нерелиг. идеологии; в наше время оно имеет особо важное значение, в условиях, когда апологеты религии и филос. идеализма взяли на вооружение концепцию религиозности всякого мировоззрения, в т. ч. и марксизма, пытаясь т. обр. стереть грань между наукой и религией. В ,Днти-Дюртге» т «Диалектике природы» Э. показал, что мировоззрение диалектич. материализма, основанное на естеств.-науч. открытиях последних столетий, не оставляет места для к.-л. проявлений мистицизма и знаменует, т. обр., полное крушение религ. фантастики. Согласно диалектич. материализму Вселенная бесконечна во времени, пространстве, в ней отсутствуют какие бы то ни было силы и существа, не повинующиеся закономерностям естеств. мира и якобы управляющие им. В работах «Бруно Бауэр и первонач. христианство», «Книга откровения» (1883), «К истории первонач. христианства» Э. рассматривает проблемы истории религии от первобытных времен до наших дней. Особенно большое значение имеет разработка им вопросов происхождения и ранних стадий развития христианства, анализ памятников ранне-христ. лит-ры. В период своего возникновения христианство, как показал Э., явилось идеологич. выражением всестороннего кризиса римск. рабовлад. империи и вместе с ней рабовлад. формации в целом. Дальнейшие этапы истории христианства Э. исследовал гл. обр. в отношении средневек. феод. Европы - на материале истории папства, еретич. движений, крестьян, войны в Германии и первых этапов Реформации. Совместно с Марксом Э. разрабатывал вопросы об отношении рабочей партии к религии и о путях преодоления религ. верований. Маркс и Э. показали, что революц. пролетариат принципиально и последовательно атсистичен, его борьба за социалистич. революцию связана и с борьбой против той идеологии, к-рая порождена эксплуатат. обществ, строем и служит для него религ. оправданием. Вместе с тем Э. решительно выступал против волюнтарист. планов запрещения религии, выдвигавшихся Е. Дюрингом, и показывал, что преодоление последней будет достигнуто в ходе клас. борьбы за социализм, в процессе построения коммунистич. общества.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.