- ЭНЦИКЛИКИ ПАП СОЦИАЛЬНЫЕ
- - документы римск. пап, в к-рых излагаются осн. положения соц. доктрины католич. церкви, формулируется ее позиция в отношении собственности, классов, клас. борьбы, революции, гос-ва. Первой соц. энцикликой была энциклика папы Льва XIII -»Rerum novarum» («О новых вещах»), опубликованная 15 мая 1891 и считающаяся одним из осн. документов католицизма по соц. вопросам. Она осуждает социализм, освящает части, собственность, клас. неравенство, бурж. гос-во как божеств, установления, проповедует клас. мир, выступает против революц. борьбы, рекомендует создавать рабочие орг-ции, действующие под контролем церкви. Все содержание энциклики направлено против марксизма. Международ, буржуазия оценила «Рерум новарум» как антикомму-нистич. манифест. В ознаменование 40-й годовщины энциклики «Рерум новарум» папа Пий XI 15 мая 1931 опубликовал энциклику «Quadragesimo anno» («В год сороковой»), в к-рой повторялись осн. положения «Рерум новарум»— о частной собственности, классах, клас. борьбе, положительно оценивалась идея корпоративного строя, к-рую пыталось осуществить фашист. пр-во Италии. В этом документе Пий XI предал анафеме социализм и коммунизм. В связи с 70-летием «Рерум новарум» папа Иоанн XXIII 15 мая 1961 опубликовал энциклику «Mater et magistra» («Мать и наставница»), в к-рой наряду с традиц. положениями соц. документов папства содержатся и нек-рые новые моменты, свидетельствовавшие о переменах в соц. политике Ватикана. Характеризуются изменения, к-рые произошли за 70 лет после опубликования энциклики «Рерум новарум» в науке и технике, начало завоевания космоса, возрастающая роль гос-ва в управлении экономикой и в решении соц. проблем современности. В энциклике даны нек-рые рекомендации — о представительстве трудящихся в управлении крупными и средними предприятиями, о расширении гос. собственности, но не за счет ущемления частной собственности. Подробно описывается бедственное положение крестьян, однако о причинах его умалчивается. Иоанн XXIII предлагал некоторые меры, направленные на улучшение положения крестьян, не выходящие, однако, за рамки капитализма. В 1963 была опубликована энциклика Иоанна XXIII «Pacem in terns» («Мир на земле»), посвященная проблемам разоружения и сохранения мира. В ней безоговорочно осуждается гонка вооружений, поддерживается требование запрещения ядерн. оружия и требование решения споров между гос-вами посредством переговоров. Папа Павел VI 26 марта 1967 опубликовал энциклику «Populo- nun progressio» («Прогресс народов»), посвященную гл. обр. проблемам развивающихся стран. В ней, наряду с традиц, положениями, характерными для предыдущих соц. энциклик, содержится ряд новых формулировок, выражающих отход Ватикана от старого курса в нек-рых соц. вопросах, напр. по вопросу о частной собственности. Здесь пересматривается традиц. католич. концепция, говорится, что частная собственность не является безусловным и абсолют. правом. Допускается отчуждение собственности, когда того требует общее благо. Осуждая революц. восстание, папа в то же время допускал его законность против явной и продолжительной тирании. Папа призывал католиков сотрудничать со всеми людьми доброй воли без к.-л. исключений и в то же время осуждал ма-териалистич. философию и атеизм. В 1981 опубликована энциклика Иоанна Павла II «Laborem exer-cens» («О человеческом труде»), в к-рой рассматриваются глобальные проблемы современности, говорится об инфляции, безработице, международ, корпорациях, профсоюзах, затрагиваются проблемы экологии, критикуются отд. недостатки капитализма. На протяжении 90 лет католич. церковь учитывала происходящие в мире перемены и вносила соответствующие коррективы в свою соц. доктрину. Однако неизменной остается в ней защита бурж. строя.
Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.